Огромную роль в искусстве Древнего Царства играла скульптура. Поминальные храмы и гробницы заполняли культовые статуи, исполненные согласно канону - строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Изваяния представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой ногой вперед или сидящие на троне с сомкнутыми ногами; руками, прижатыми к груди или лежачими на коленях. Статуи - олицетворения умерших, вместилища их души Ка - отличились портретным сходством. Оно достигалось, по-видимому, с помощью масок и их последующей переработкой в духе общего закона: с его спокойствием, симметрией и равновесием величественных и застывших поз, однообразием жестов, бесстрастием лиц. Статуи высекались по ранее прочерченной разметке из прямоугольного блока камня и затем тщательно обрабатывались в деталях.
Образы созданные в придворных мастерских Мемфиса, обращены, как и все древнеегипетское искусство, к вечности: из них изгонялось все случайное, суетное и второстепенное. В то же время они удивительно жизненны. Каждый портрет эпохи Древнего Царства уникален.
В портретных изображениях фараонов, как, например, в статуе фараона Хефрена (XXVII в. до н.э.), охраняемого богом-соколом Гором (из заупокойного храма в Гизе), воплотилось стремление к значительному. великому, совершенному.
Деревянная статуя вельможи Каапера (середина III тыс. до н.э.) - дородного, степенного пожилого египтянина с посохом в руке - так поразила нашедших ее при раскопках рабочих сходством с их деревенской старостой, что навсегда сохранила название "Сельский староста".
Завораживает писец Каи (середина III тыс. до н.э.), сидящий с поджатыми ногами; на коленях у него - развернутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он словно ловит каждое слова властелина.
В парных статуях царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина III тыс. до н.э.), восседающих на кубических тронах, передано состояние младенчески наивной чистоты, доверчивого приобщения к таинству вечной жизни. Тела окрашена согласно традиции: у Рахотепа - в красновато-коричневый цвет, у Нофрет - светло желтый. Нофрет изображена в белой облегающей одежде, в коротком черном парике и цветном ожерелье. Плотная фигура молодой женщины, ее круглое, несколько тяжеловатое лицо, глаза, инкрустированные прозрачным голубоватым кварцем, подкупают непосредственной жизненностью.
Сидящий на троне зодчий Хемиун (XXVII в до н.э.), создатель великой пирамиды Хеопса - тучный мужчина с оплывшим телом, властным, холодным, надменным лицом. Его облик отмечен несомненной интеллектуальной незаурядностью.
Высокого совершенства достигли приемы совмещения изображения в фас и профиль в рельефе на дереве. На одном из них представлен зодчий Хесира (XXVIII в до н.э.). Неподвижная поза стройной мускулистой фигуры с широким разворотом плеч, гордый орлиный профиль наполнены внутренней энергией.
Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены рельефом, возник так называемый углубленный рельеф, в котором врезанное изображение, заполненное краской, создает впечатление цветного силуэта.
Рельефы развертывались один над другим; каждый представляет собой повествовательный ряд. Фигуры расположены вереницами - в схожих позах и с одинаковыми жестами; на светлом фоне четко выделяются кирпично-красные тела мужчин и желтые - женщин. На рельефах представлены сельские работы и мастерские ремесленников, охота и рыбная торговля, процессии носителей даров, погребальные шествия и загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. Владелец гробницы наблюдает за всем происходящим.
Фараон, вельможа хозяин поместья всегда изображены более крупными, чем их окружение. В рельефе гробницы Мерерука (XXVIII в. до н.э.) огромная фигура вельможи помещена, согласно традиции, близ входа в гробницу; у его ноги ютится изящная Херватенхет, которая едва достигает колена супруга.
Окружающие человек мир живых существ и предметов передан достоверно и узнаваемо: разнообразные звери, птицы, рыбы, орудия труда и музыкальные инструмент, одежда и украшения. В символических атрибутах фараона и богов угадываются их реальные прообразы: урей (эмблема власти) - вставшая на хвост египетская кобра, скарабей (солнечный талисман) - африканский навозный жук; и другие - навеяны самой природой.