Осирис и Исида - самые популярные, известные за пределами Египта боги древнеегипетской мифологии. Осирис - бог плодородия, умирающей и воскрешающей природы, связанный с солнцем и водами Нила. Ему посвящались мистерии - религиозные представления, исполняемые жрецами во время сева, пахоты и сбора урожая, воспроизводившие его смерть, оплакивание и воскрешение. Осирис считался четвертым мифическим царем Египта. Вместе с Исидой, богиней плодородия, воды и ветра, своей сестрой и супругой, в период их счастливого царствования он научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. После того как Осирис передал своему сыну, богу Гору, царский престол, он удалился в царство мертвых, стал владыкой и судьей загробного мира.
Почитание Осириса как вершителя человеческой судьбы в загробном мире, покровителе и богатых, и бедных отразилось в многочисленных изображениях божества. Его представляли то в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, то в виде восседающего на троне владыки загробного царства в высокой короне фараона, со спеленатыми, как у мумии, ногами и скрещенными на груди руками, держащими жезл и плеть - символы власти. Как бог растительности, он предстает в короне из стеблей папируса, сидящим среди деревьев или оплетенным виноградной лозой.
Долгий путь умершего к престолу Осириса представлял собой сложный ритуал, подробно описанный в религиозных текстах "Книги Мертвых". Осирис вершил суд в Великом Чертоге Двух Истин. Умершего (иногда это супружеская пара) сопровождают Анубис, бог бальзамирования (его изображали в виде черного шакала или собаки, чаще в человеческом обличье с головой шакала), боги Гор, Тот, богиня Исида и павиан (священное животное, посвященное богу Тоту). Главное в суде - произнесение усопшим "Исповеди отрицания" ("не убивал", "не чинил людям зла", "не воровал" и т.д.). Перед сидящим на троне Осирисом происходил ритуал психостасии (от греч. "психе" - "душа", "статис" - "неподвижное состояние") - взвешивание сердца умершего (по представлениям египтян, сердце - вместилище разума).На одну чашу весов клали сердце, предварительно вынутое Анубисом, на другую - страусовое перо богини истины Маат. Если равновесие весов нарушалось, сердце покойного признавалось отягченным грехами, и его пожирало охраняющее весы чудовище Амт с головой крокодила.
Непременный участник психостасии - бог Тот. Как бог Луны, Тот являлся "наместником Ра"; как бог Времени - разделил время на дни и месяцы, вел летосчисление и писал летописи; как бог Мудрости - создал письменность и счет, которым научил людей. Он автор священных книг, покровитель ученых, писцов, архивов, библиотек. Тот изображался в виде человека с головой Ибиса. В сцене суда он обычно стоит справа от весов, записывая результаты взвешивания.
Праведники направлялись в поля вечного блаженства Иару, рай загробного мира.
Первоначально считалось, что там могут пребывать только бог Ра и фараон, позднее - все благополучно прошел суд Осириса.
Иару - плодородные поля, прорезанные полноводными каналами, по которым плавают лодки; на берегах высятся финиковые и кокосовые пальмы; злаки вырастают выше людей. В "Книге Мертвых", в росписях на стенах гробниц изображены сцены пахоты, посева,жатвы.
Миф об Осирисе и Исиде получил широкое распространение в греко-римском мире, в странах Северной Африки, в Испании и Галлии. О богине писали многие античные авторы. К изображению Исиды, которая кормит грудью лежащего на ее руках маленького Гора, восходит иконография Богоматери с Младенцем.
Источник: Энциклопедия для детей и юношества, история искусства от древности до средневековья, изд. Русская энциклопедия, М. 1996