Понедельник, 16.06.2025, 02:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Статьи

Главная » Статьи » Религия

Погребение и мумифицирование

Считалось, что искусство бальзамирования трупов и превращение их в мумии имеет божественное происхождение; его приписывали Хору, сыну Оси­риса и Исиды.

Слово "мумия" — арабского происхождения и обоз­начает, по словам арабского путешественника XII века Аб-эль-Латифа, гудрон, или смесь смолы и мирры: состав, широко применявшийся для обра­ботки трупов и бывший предметом бойкой торговли в средние века даже в Европе. Раньше различали искусственные и естественные мумии, которые сохранялись без какой-либо спе­циальной обработки. Сегодня считается, что пора­зительная сохранность египетских мумий лишь от­части зависела от совершенной техники бальзами­рования, главная же причина заключалась в чрезвычайно сухом климате Египта, мешающем раз­витию бактерий в воздухе и в песке. Благодаря барельефам и росписям, найденным в гробницах, мы знаем, как проходили погребальные церемонии в древнем Египте.

Во главе похоронной процессии группа рабов несла пожертвования и личные вещи усопшего: если это был воин — оружие и его лошадь; крестьянин — его орудия труда. Затем шли наемные плакальщицы, которые испускали пронзительные, жалобные вопли, рвали на себе волосы и пели похоронные гимны. И наконец, за распорядителем похорон и жрецом двигался катафалк в виде солнечной ладьи, вод­руженный на сани, влекомые упряжкой быков. За катафалком шла семья, родственники и друзья умер­шего в глубоком трауре, они плакали и испускали жалобные крики. Последней шла группа женщин, певших погребальное величание усопшему. Про­цессию сопровождала толпа любопытных зевак. Ес­ли кладбище находилось на другом берегу Нила, кортеж останавливался, чтобы погрузиться на баржи и переплыть реку. На другом берегу мумия снова водружалась на сани, и группы сопровождающих выстраивались в прежнем порядке. Прибыв к месту захоронения, родственники и друзья прощались с покойным и приносили воздаяния мумии, затем приступали к "церемонии открытия глаз и рта", которая символически возвращала умершему спо­собность чувствовать. И наконец, мумия обретала покой в своей гробнице.

Теперь рассмотрим, как протекало бальзамирование трупа. Тело только что умершего человека пере­давалось специалистам по бальзамированию. Самая первая операция заключалась в извлечении мозга через ноздри с помощью тонкого инструмента в виде крючка. После этого череп заполнялся соста­вом на основе жидкого гудрона, который, охлаж­даясь, затвердевал. В глазные яблоки вместо глаз вставляли искусственные глаза из эмали. Затем извлекали кишечник и внутренности через разрез в левом боку, сделанный с помощью острого камня. Внутренности после обработки в кипящем битумном составе вместе с печенью и мозгом запечатывались в четыре канопы (специальные сосуды) из глины, известняка или алебастра, а также из камня или металла — в зависимости от социального положения умершего. Четыре разные головы — человека, ша­кала, ястреба и павиана — образы четырех загробных духов венчали крышки этих урн, которые помещали все вместе в один ковчег рядом с мумией. Полость живота тщательно промывалась пальмовым вином и высушивалась ароматическими порошками. Затем ее набивали толченой миррой или ароматизирован­ными древесными опилками.

После такой подго­товки тело погружалось на 70 дней в ванну с раствором натрона (карбоната натрия). Таким об­разом плоть и мышцы полностью растворялись и оставались лишь кости, обтянутые кожей. У мужчин волосы коротко стригли, а женщинам оставляли их длинные роскошные прически. Узкими бинтами, пропитанными смолами, бинтовали сначала каждый палец отдельно, потом кисть и руку. Так бинтовали руки, ноги и, наконец, тело. Голову обрабатывали еще более тщательно. Непосредственно на кожу накладывали ткань типа муслина. Лицо последо­вательно покрывали несколькими слоями этой ткани так плотно, что снятая многослойная маска могла служить формой для отливки гипсового портрета покойника. И, наконец, вытянутое забинтованное тело с руками, скрещенными на груди или лежа­щими вдоль бедер, обертывали лентами ткани по всей длине. Тела же фараонов заворачивали в саван или покрывали чехлом из чеканного золота, повторявшим форму их тел.

Мумии, хранящиеся в египетских музеях Каира и Александрии или в других музеях мира, находятся в состоянии почти совершенной консервации. Самая древняя из известных мумий — это мумия Секке-рам-Саэфа, одного из сыновей Пепи I (VI династия). Она найдена в 1881 году в Саккара, около Мемфиса и сейчас хранится в Каирском музее.

Искусство бальзамировщиков донесло до наших дней лики великих фараонов: на морщинистом лице Мернефта (многие относят его правление к эпохе исхода евреев) можно еще различить характерный фамиль­ный нос и густые брови; рентгеновский снимок показал, что великий Рамсес II страдал зубной болью.



Источник: Аббас Шалаби, Весь Египет, 2-е издание,2004 год
Категория: Религия | Добавил: Crazy-Angel (18.12.2010)
Просмотров: 1708 | Комментарии: 4 | Теги: обряды, погребение, религия, Древний Египет, бальзамирование, мумифицирование, мумии | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню
Форма входа
Книги
Поиск
Друзья сайта