Данный текст относят ко времени царя xxv эфиопской династии Шабаки (около 710 г. д.э.). В это время древний политический и религиозный центр Мемфис вновь стал столицей, "весами обеих земель", глазным религиозным центром, и это потребавало обоснования в виде прославления Пта. Во вводной части "стелы Шабаки" сказано, что фараон нашел этот папирус и велел воспроизвести его текст на камне. Это явно выдумка, так же как и сообщение о находке в храме Яхве в Иерусалиме текста древних законов - Второзаконие. Такого восхваления Пта не могло быть в древние времена. Новвоведением является то, что мир и боги созданы не с помощью физического акта, как это характерно для древних космогоний теогоний, а мыслью и словом. Мемфисский текст делает понятным появившийся примерно в то же время в Палестине рассказ о сотворении мира Яхве.
Зародилась в сердце мысль в образе Атума, возникла она на языке в этом образе. Велик и огромен также Пта, унаследовавший свою силу от всех богов и их духов через это сердце, через этот язык. И стало так, что сердце и язык получили власть над всеми членами, ибо познали они, что Пта в каждом теле, во рту каждого из богов, всех людей, всех зверей, всех червей и всего живущего, ибо он мыслит и повелевает всеми вещами, какими хочет. Девятка богов Атума возникла из его семени и пальцев, но Девятка богов Пта - это зубы и губы в этих устах, которые произносят названия все к сердцу, ибо всякое истинное знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем. Именно так были рождены все боги, Атум и его Девятка. И каждое божественное слово возникло из того, что сердце и выговорил язык. Так были созданы божественные духи Ка и Хемсут, давшие пищу и всякие приношения благодаря слову.Так дана была жизнь миролюбивому и смерть преступному. Так были сотворены всякие работы, всякие искусства, согласное движение рук, ног и всех членов по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком. И было сказано о Пта:"Он, сотворивший все сущее и воздавший богов". И так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущество других богов. Умиротворился Пта, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех древесных пород, камня и глины и приняли в них свой облик.
Источник: Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. - М.,1994.